Реформатор или тиран? Правление Ивана Грозного и его историческая оценка.
По поводу этого вопроса всегда велись споры. Наверное, каждый, кто хоть раз задал его себе, обязательно, в конце концов, вставал на одну из спорящих сторон. Я лишь постараюсь подтвердить своими доказательствами одно из мнений.
Почему Ивана IV иногда называют реформатором? Конечно, причина в реформах конца 1540 – 1550 гг., составивших первый период его царствования. Вскоре после венчания на царство в 1547 г. Ивана IV, вокруг него сформировался круг людей, вынашивавших планы переустройства России. Эту группу приближённых к царю лиц впоследствии один из её участников, князь А. Курбский, назвал Избранной радой. Не являясь формально государственным учреждением, Избранная рада была, по сути, правительством России и в течение 13 лет управляла государством от имени царя, последовательно осуществляя целую серию крупных реформ. По своему содержанию эти преобразования совпадали с требованиями обращённых к царю челобитных, которые были написаны в 1549 г. талантливым публицистом дворянином И. Пересветовым. Он выступал за решительное укрепление основ Российского государства.
Реформаторская деятельность Избранной рады состояла в следующем:
· В 1549 г. в Москве был созван первый Земский Собор – сословно-представительный орган. Однако регулярно действующим он так и не стал.
· В 1550 г. был принят новый Судебник – правовой кодекс, большая часть которого посвящена вопросам управления и суда. Он базировался на Судебнике 1497 г., но включал в себя более упорядочённые статьи о правилах перехода крестьян, ограничивал права наместников, ужесточил наказания за разбой, взяточничество. В Судебник были внесены изменения и дополнения, связанные с усилением центральной власти.
· Была установлена единая для всего государства мера взимания налогов – «соха».
· Проведена постепенная ликвидация наместничьего управления. Вводилось губное управление.
· Совершенствуется приказная система. Усиливается их значение, возникают важнейшие приказы – Челобитенный, Посольский, Поместный, Разрядный, Разбойный, территориальные приказы и др.
· В 1552 г. была создана Дворовая тетрадь – список членов Государева двора, из числа которых назначались высшие должностные лица государства.
· С 1550 г. начали осуществляться военные реформы. Был определён единый порядок прохождения воинской службы («по отечеству» и «по прибору»). Было отменено местничество на время походов, формировалось стрелецкое войско и др.
· Реформы затронули и церковь: заинтересованная в поддержке духовенства, власть не могла остаться в стороне от назревших церковных преобразований. В январе – мае 1551 г. собрался Собор русской церкви, получивший название Стоглавый. Был установлен контроль царской власти над движением церковных земельных фондов.
Реформы значительно укрепили центральную власть и государственное управление, но явно носили неоконченный характер.
Очевидно, что все эти преобразования были вызваны требованиями времени и, по-моему, мало зависели от личности царя. Курс на реформы был взят ещё в правление Елены Глинской, матери малолетнего Ивана, при которой в 1535 г. была проведена денежная реформа, устранившая разнобой между московской и новгородской чеканкой, а позже и губная реформа, введшая сословно-представительные учреждения на местах. Всё это вызвало раздражение у знатного дворянства и в 1538 г. великая княгиня скоропостижно скончалась (скорее всего, была отправлена). Начался десятилетний период ожесточённой борьбы за власть между придворными боярско-княжескими группировками. Нестабильность верховной власти в стране порождала всевластие и произвол феодалов на местах, сопровождающиеся ростом народного недовольства и выступлениями в ряде городов, которые открыто показали неотложность и необходимость глубоких государственных преобразований. Особенно произвёл впечатление на молодого царя крупный бунт населения Москвы в июне 1547 г.
Всё это, а также влияние членов Избранной рады, и явилось причиной для преобразований. Избранная рада была сторонницей постепенных реформ, ведущих к усилению централизации, однако Иван Грозный предпочёл другой путь, и, после упрочнения собственных позиций, свернул курс на реформы. Лидеры Рады А. Адашев и протопоп Сильвестр оказались в опале и умерли в ссылке. В1564 г. князь Андрей Курбский, командовавший русскими войсками, перешёл на сторону поляков, опасаясь за свою жизнь. Эта измена усилила подозрительность царя к своему окружению.
Начался новый период правления Ивана IV, основным содержанием которого стала опричнина (1565‑1572 гг.), а целью – усиление личной власти царя. Грозный выбрал путь террора; стремясь уничтожить остатки феодального сепаратизма и усилить личную власть, Иван IV не останавливался ни перед какими жестокостями. Начался опричный террор, казни, ссылки. Одними из первых от рук опричников погибли крупные церковные деятели. Осенью 1569 г. была уничтожена вся семья князя Владимира Старицкого и убит он сам. Происходили массовые казни князей и дворян, но опричнина не пощадила и простолюдинов.
Зимой 1569/70 г. по приказу Ивана Грозного был учинён страшный погром в Новгороде, продолжавшийся почти полтора месяца. За это время в городе были замучены и убиты от 3 до 10 тыс. человек всех возрастов и сословий. Летом 1570 г. при личном участии Ивана IV развернулись массовые репрессии в Москве, где было казнено сотни человек. Террор был тем ужаснее, что был совершенно непредсказуем. Вскоре дошла очередь и до самих организаторов опричнины: все они были убиты не менее зверским образом, чем убивали сами. Не похоже ли это всё на террор 30‑х годов XX века? Видимо, Сталин сравнивал себя с личностью Ивана IV и недаром запретил фильм Эйзенштейна о Грозном, где царь раскаивается в самом конце.
Несомненно, Иван Грозный – царь-тиран. Современники дали ему прозвище Мучителя, но оно вскоре забылось, так как «истлели жертвы и умолкли стенания».
г. Набережные Челны, апрель 2005 г.
Политические альтернативы 1917 года.
Как получилось, что власть в России к 1918 г. оказалась в конце концов в руках большевиков – самой радикальной социал-демократической партии того времени? Почему в 1917 г. не смог удержаться демократический режим? Почему Россия после Октябрьской революции стала управляемой одной партией, а не советами и Учредительным собранием?
Действительно, в 1917 г. Перед Россией открылось множество путей для выбора политической системы.
1. Февральской революцией было свергнуто самодержавие. По инициативе Государственной Думы создалось временное правительство, поддержанное сильнейшими социалистическими партиями эсеров и меньшевиков. Главной задачей революции они считали учреждение в России буржуазно-демократической республики.
2. Падение самодержавия не решило проблем российского общества. Напротив, вызванный войной кризис углублялся. Первыми шагами Временного правительства были введение демократических свобод, амнистия, отмена смертной казни. Однако решение важнейших вопросов, волновавших большинство жителей России – её будущего государственного устройства, войны, собственности на землю, откладывалось. Неопределённость вела к росту анархии в стране и недовольству политикой временного правительства. Так разразились Апрельский и Июльский политические кризисы. Несмотря на поддержку Временного правительства июньским I Всероссийским съездом советов, большинство делегатов которого составляли меньшевики и эсеры, в начале июля в Петрограде прошли массовые манифестации против него. Главным лозунгом стал: «Вся власть советам!». Таким образом, появилась альтернатива советской республики.
3. Июльский кризис удалось разрешить во многом благодаря верным Временному правительству воинским частям. Именно они оставались единственной силой, способной положить конец анархии, упрочить центральную власть и создать условия для продолжения войны. С согласия Керенского (нового главы Временного правительства) в конце августа 1917 г. Началось их выдвижение к Петрограду. Однако в решающий момент Керенский не решился поддержать военную диктатуру. Верховный главнокомандующий генерал Корнилов 27 августа 1917 г. был объявлен изменником и смещён со своего поста.
4. В условиях углубляющегося политического и экономического кризиса единственной партией, укрепившей своё влияние, были большевики. Выдвинутые ими лозунги (фабрики – рабочим, земля – крестьянам, мир – народам) встречали всё большую поддержку. Партия большевиков за короткое время стала массовой, увеличив свою численность с февраля по октябрь с 24 тыс. до 350 тыс. человек. В сентябре после перевыборов большевики обеспечили себе контроль над петроградским советом. 10 октября 1917 г. ЦК партии большевиков принял решение о захвате власти путём вооружённого восстания. 24‑26 октября большевики овладели Петроградом. Они объявили о завершении буржуазно-демократической революции и о переходе ко второму этапу, предполагавшему создание государства диктатуры пролетариата. Таким образом, стал неизбежным разрыв с принципами демократии. Решающим шагом в этом направлении стал роспуск в начале января 1918 г. Учредительного собрания. Власть оказалась больше в руках партии, а не советов. Роль в управлении государством последних постепенно уменьшалась и была фактически уничтожена.
Итак, почему же не смог удержаться демократический режим? Некоторые рассматривают ситуацию, сложившуюся после падения самодержавия, как время упущенных возможностей. Возможно, здесь сыграли роль просчёты политических лидеров страны. Возможно, что в условиях военного времени шансы для упрочения демократии были сами собой минимальны. Но всё же в приходе к власти большевиков есть некоторые закономерности. Недаром считается, что народ получает ту власть, которую заслуживает. Значит, таково было состояние российского общества. Как отмечал Н. А. Бердяев, «… именно ортодоксальному, тоталитарному марксизму удалось совершить революцию, в которой Россия перескочила через стадию капиталистического развития, которая представлялась неизбежной первым русским марксистам. И это оказалось согласным с русскими традициями и инстинктами народа».
Выбранный Россией в 1917 г. путь сыграл огромную роль на всей дальнейшей судьбе её народа.
г. Набережные Челны, апрель 2005 г.
«Перестройка»: выбор путей развития.
1985 г. стал поистине переломным этапом в истории Советского Союза. Негативные факторы плановой экономики государства (нулевой рост ВНП, устаревание и износ основных производственных фондов, отставание от стран Запада в освоении новых технологий, низкий по сравнению с этими странами уровень жизни большинства населения и т.д.), кризисные явления в жизни советского общества отчётливо выявились и стали стремительно нарастать.
Перед партийно-бюрократической элитой страны реально встала задача переломления этих явлений в развитии общества. Идеи более глубокой реформации в СССР стали проявляться всё отчётливее. Начало политики «перестройки» связано с именем М. С. Горбачева. На знаменитом апрельском (1985) пленуме ЦК КПСС Горбачёв провозгласил новый политический курс партии – ускорение социально-экономического развития страны на основе эффективного использования достижений научно-техничекого прогресса.
Рождались проекты реформ в экономике и политике. Однако представление о том, какие изменения необходимы, какие общественные порядки следует создавать, сложилось не сразу. Оно уточнялось в ходе начавшихся реформ, по мере того как всё более ясным становилось тяжёлое положение страны.
Первые шаги Горбачёва продолжали меры его предшественников, к ним относились призывы к ускорению развития, введение контроля качества продукции сверху, кампания борьбы с пьянством и алкоголизмом, с нетрудовыми доходами. Давались обещания решить продовольственную проблему, переориентировать экономику на удовлетворение нужд граждан. Была предпринята попытка улучшить международную обстановку, избавить советскую экономику от бремени новых витков гонки вооружений.
Итак, целью перестройки было осуществление модернизации страны, создание условий для её ускоренного развития по пути создания информационного общества на базе социалистических ценностей.
Однако отдача от «ускорения» оказалась минимальной. Жизнь довольно быстро показала, что этим путём вывести общество из кризиса не удаётся. Был сделан вывод, что следует не совершенствовать, а перестраивать основы общественного строя.
На XIX Всесоюзной партийной конференции летом 1988 г. Горбачёв выступил за создание правого государства, основанного на разделении властей, а также за освобождение руководящих структур КПСС от административно-хозяйственных функций, которые должны были перейти к советам. Не оказывалось противодействия начавшемуся в том же году процессу возникновения независимых от КПСС политических организаций. Напротив, позже была отменена 6‑я статья Конституции, закреплявшая руководящую роль КПСС в обществе. Тем самым упрочились правовые основы существования многопартийной системы.
XXVIII съезд КПСС летом 1990 г. одобрил новую Программу партии, целью которого было провозглашено строительство «демократического социализма». И всё же эта платформа не стала основой для сплочения КПСС. Наряду со сторонниками демократического обновления среди её руководителей выделилось консервативное крыло, склонное признать политику перестройки ошибочной с самого начала. Демократизм стиля управления Горбачёва пробуждал воспринимать его как слабого лидера. В то же время часть членов и лидеров КПСС разделяли воззрения о необходимости более динамичного развития перестроечных процессов. Политика Горбачёва, направленная на охранение единства КПСС, в том числе и за счёт уступок консервативному крылу партии, рассматривалась как ведущая к утрате темпов преобразований.
Начатые в нашей стране реформы вызвали глубокие перемены в обществе, затронув все сферы жизни людей. Преобразованиям подвергалась и экономика, и политическая система. На месте сверхцентрализованного государства возникли независимые республики (горбачёвский вариант конфедерации так и не был осуществлён). Что же, таков выбор их народов.
г. Набережные Челны, апрель 2005 г.